Главная Статьи ОБНОВЛЕННАЯ РЕДАКЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКАЦИИ ISO/TS 16949 - СТАНДАРТ IATF 16949:2016

ОБНОВЛЕННАЯ РЕДАКЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКАЦИИ ISO/TS 16949 - СТАНДАРТ IATF 16949:2016


Он отменяет и заменяет техническую спецификацию ISO/TS 16949, действовавшую с 1999 г.

Цель стандарта: постоянное улучшение с акцентом на предупреждении дефектов и уменьшении вариаций и потерь по всем цепочкам поставок.

 

Что же нового несет в себе стандарт, влияющий на выбор поставщиков и в целом на успех бизнеса в автомобильной промышленности?

IATF 16949:2016 представляет собой новаторский документ, задающий строгую ориентацию на потребителя, с включением ряда консолидированных предшествующих специфических требований ведущих западных автопроизводителей.

 

Кратко об основных изменених, имеющие наибольшее значение.

IATF 16949 в отличие от ISO/TS 16949 не может рассматриваться как автономный. Он является дополнением к стандарту ISO 9001:2015 и основывается на его структуре. Следовательно, предприятиям, работавшим исключительно по ISO/TS 16949, предстоят осмысление и реализация дополнительных изменений в последней версии стандарта ISO 9001. Необходимо определить контекст организации, потребности и ожидания заинтересованных сторон и задать область применения СМК. IATF 16949 разрешает сделать исключение лишь для требований к проектированию продукции (разд. 8.3), если организация не несет ответственности за проектирование и разработку (здесь никаких принципиальных изменений). Область применения стандарта расширилась и, кроме серийно изготовляемых материалов, компонентов и других частей для конвейеров и сервисного обслуживания конечных потребителей, охватывает теперь и аксессуары для автотранспортной техники, например рейлинги, спойлеры и ветровые стекла мотоциклов.

Критически важно в новом стандарте требование соответствия всех продуктов и процессов, включая компоненты для сервиса, продукты поставщиков и внешних процессов, всем применимым законодательным и нормативным правовым требованиям, а также бескомпромиссное обеспечение безопасности продукции. Причиной этого являются ужесточающиеся требования законодательства во всем мире, что подтверждается многочисленными повсеместными акциями отзыва автомобилей с многомиллиардным ущербом. Для документированного описания процессов управления, идентификации специальных характеристик на основе анализа законодательства и нормативов, специального обучения персонала, обязательного одобрения важных технических документов потребителем, непосредственного участия высшего менеджмента в процессах эскалации вопросов, требующих срочного решения, введения прослеживаемости и т. д. может понадобиться сформировать особую систему менеджмента безопасности продукции. Извлеченные уроки (lessons learned) — ключевой элемент процесса обеспечения безопасности продукции и менеджмента рисков, несколько раз упоминаемые в стандарте, введены в процесс предупреждающих действий, оставленный из ISO/TS 16949. Для поддержки менеджмента внутренних и внешних рисков в стандарте приведены развернутые требования к соответствующим документированным планам действий в нештатных ситуациях, включая их периодическую проверку, рассмотрение высшим руководством и уведомление заинтересованных сторон.

С обеспечением безопасности транспортных средств тесно связано требование к наличию специальных процессов анализа автокомпонентов, возвращенных по гарантии. Оно принципиально не новое, но в нем четко обозначена необходимость наличия процесса NTF — Not-Trouble-Found (проблема не обнаружена) в связи с большой долей случаев возвратов из сферы эксплуатации без подтверждения дефектов при последующих проверках у изготовителей. С целью оперативного выявления и локализации продукции, не соответствующей по качеству и/или безопасности, в стандарте приведены подробные требования к планам по прослеживаемости согласно нормам регулирующих ведомств и потребителя. Снижению рисков пропуска продукции «неправильной с первого раза» потребителю будет способствовать реализация новых детальных условий к документированному управлению несоответствующей, подозрительной, доработанной и отремонтированной продукцией.

 

Значительное внимание в новом стандарте уделено теме аудита качества.

Так, например, высшее руководство должно быть информировано о результативности программы аудитов, закреплены ранее использовавшиеся лучшие практики следования руководствам потребителя по аудиту процесса и продукта, выборочная оценка выполнения специфических требований потребителей и проверка передачи смен. Требования к аудиторам значительно повышены: им необходимо демонстрировать компетентность, включая понимание процессного подхода, риск-ориентированного мышления, и знание основных методов (FMEA, SPC, MSA, 8D и др.).

Организациям требуется поддерживать квалификацию аудиторов на должном уровне, к примеру, проведением установленного минимального числа аудитов в год.

В области закупок предприятиям следует использовать приведенные в стандарте критерии выбора поставщиков на документированной основе и реализовывать подходы к оценке рисков поставщиков при многофункциональном принятии решений. Для реализации идеи всеобщего управления на основе качества в цепочках поставок предприятие, работающее по IATF 16949, должно передавать поставщикам все применимые законодательные и нормативные правовые требования, например, через специальные характеристики продуктов и процессов, и обязать поставщиков каскадировать эти требования далее по цепочкам поставок, а также одобрять продукты и услуги поставщиков до предоставления потребителю своей продукции в рамках процедуры РРАР/РРF.

 

К развитию СМК поставщиков по рекомендованным стадиям, от следования положениям стандарта ISO 9001 до сертификации по IATF 16949, добавлена необходимость развития собственно поставщиков на основе результатов их работы, итогов аудитов, состояния сертификации и анализа риска.

Множество рисков на предприятиях автопрома обусловлено постоянно происходящими изменениями различного рода, от переноса площадки до изменения частоты контроля отдельного параметра. Поэтому в стандарте закреплены дополнительные положения по менеджменту изменений, такие как документирование процесса управления изменениями и реагирования на изменения, которые влияют на создание продукта, пробный прогон серийного производства для валидации влияния любых изменений на процесс изготовления и уведомления потребителя о любых запланированных изменениях. При временном изменении мер по управлению процессом производства, например, при использовании альтернативных методов контроля продукции в течение ремонта автоматического контрольного оборудования, IATF 16949 предписывает осуществлять документированное управление такими методами, включая, как минимум, ежедневное рассмотрение их действенности и анализ рисков.

С учетом научно-технического прогресса в автомобилестроении, стандарт содержит ряд конкретных требований к менеджменту качества программного обеспечения и продуктам со встроенным программным обеспечением для автотранспортных средств при разработке (включая изменения и валидацию), ее оценке и анализе отказов.

В области производства новым является требование к широкому применению стандартизованных работ по соответствующим инструкциям и стандартов визуализации, облегчающих понимание требований. В IATF 16949 большее внимание уделяется безопасности операторов и эргономике рабочих мест. Предупредительное и предикативное обслуживание оборудования, а также периодический ремонт включены новым стандартом в систему Total Productive Maintanance — всеобщего продуктивного обслуживания, что не может не порадовать адептов концепции «Бережливое производство». Требования к системе TPM включают в себя широкий охват парка оборудования, надлежащее обеспечение запасными частями и другими ресурсами для обслуживания оборудования и работу по целям в области обслуживания по широко известным показателям: OEE (Overall Equipment Effectiveness — общая результативность оборудования), MTBF (Mean Time Between Failure — среднее время между отказами), MTTR (Mean Time To Repair — среднее время на ремонт).

Весьма созвучным современным общественно-политическим настроениям является требование IATF 16949 к определению и осуществлению предприятиями политики корпоративной ответственности, включающей, как минимум, политику по борьбе с взяточничеством, кодекс поведения сотрудников и политику эскалации этических вопросов. Представляется, что данное требование может быть наиболее трудным в оценке для аудиторов при проверке его реализации.

Роль высшего руководства в менеджменте качества стандартом снова повышена за счет необходимости учета требований заинтересованных сторон при установлении целей в области качества, определения дееспособных владельцев процессов, расширения информации, предоставляемой для принятия действий и решений по различным аспектам системы, включая прогресс в ходе проектирования и разработки и оценку осуществимости производства.

Дополнительные требования установлены в IATF1 к источникам данных об удовлетворенности потребителей, менеджменту специальных характеристик, анализу осуществимости устойчивого производства продукции в заданных объемах, входным и выходным данным проектирования и разработки продуктов и технологических процессов, планированию предприятия, производственных помещений и оборудования, планам управления, верификации настроек, составлению графиков производства.

Для описания СМК требуется ряд новых документированных процессов, например процесс проектирования и разработки продуктов и технологических процессов, процесс выбора поставщиков и процесс по идентификации мер по управлению внешними процессами, а также документированное описание учета специфических требований потребителей в СМК.

В части постоянного улучшения от автомобильных предприятий требуется применять документированный процесс определения использования соответствующих методологий защиты от ошибок, включая испытания устройств по защите от ошибок на отказ или имитируемый отказ калиброванными/поверенными тестовыми частями и соответствующие планы реагирования.

Стандарт содержит в себе ряд новых терминов и определений, ссылки на ранее не упоминавшиеся и, следовательно, недостаточно используемые методы менеджмента качества, например DFSS, DFMА, GD&T, RGA2, а также указания на национальные стандарты ассоциаций автомобильной промышленности — членов IATF для содействия в понимании и выполнении требований потребителей.

В целом IATF 16949 привносит риск-ориентированный подход в процессы по всей организации так же, как и стандарт ISO 9001, содержит ряд новых требований и конкретизирует уже известные, но разложенные по новым «полочкам» разделов. По-прежнему стандарт на СМК предприятий в автомобильной промышленности представляет собой тесно связанные друг с другом требования, подкрепленные перекрестными ссылками, и, следовательно, подходить к их реализации необходимо не механистически, «по пунктам», а при применении процессного подхода, используя накопленный опыт, прежде всего понимая смысл каждого положения стандарта и извлекая реальную пользу от выполненных действий.

Мы будем рады помочь вам с переходом на новую версию стандарта максимально эффективным способом.

 

Дата: 22 Мая 2017 года
Категория:
Просмотров: 2962

Всего статей: 19

Последние 10 статей:

Процессное управление компанией. Разработка процессной модели
ОБНОВЛЕННАЯ РЕДАКЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКАЦИИ ISO/TS 16949 - СТАНДАРТ IATF 16949:2016
GMP (GOOD MANUFACTURING PRACTICE) — НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Почему ожидания от ЛИН не оправдываются?
Аудит поставщика
Система энергоменеджмента ISO 50001
Сертификация системы пищевой безопасности
Производственная система или эволюция понятий «Бережливое производство» (Lean production)
Выбор программного продукта управления задачами
Проведение тендера по выбору консультационных услуг




Категории статей